Мягкость согласных звуков

Тема. Способы обозначения мягкости согласных звуков.
Цели. Систематизировать знания учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков. Выявить новую позицию мягких согласных – перед другими мягкими согласными. Рассмотреть проблемную ситуацию об обозначении мягких согласных в данной позиции и частично решить ее.

Ход урока

1. Организация класса.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

  • Сегодня Петя принес нам на урок свое задание. Написал слова и остался доволен своей работой. Но он думает, что мы не сможем их прочесть.

УГОЛ, МЕЛ, ЕЛ, БРАТ, СТАЛ

  • Но Сам Самыч решил его проучить. Как только Петя отвернулся, он написал букву Ь в конце и все Петины слова исчезли, появились новые:

 

УГОЛЬ, МЕЛЬ, ЕЛЬ, БРАТЬ, СТАЛЬ

  • Прочтите их.
  • И еще Сам Самыч хочет задать вам один вопрос: какую букву в слове КОСТЬ надо заменить, чтобы получилось название желанного в доме человека? (к-г гость).
  • И у нас с вами сегодня желанные гости, которым мы покажем, что вы научились на уроках обучения грамоты.

 

2. Повторение.
Работа в парах.

На доске записаны звуко-буквенные схемы:

Звуко-буквенная схема

Обозначьте мягкость или твердость звука в пустых клетках, найдите ошибки, а также найдите и обозначьте ловушки.

3. Актуализация опорных знаний.

Вы помните, что Сам Самыч – это робот, который хочет научиться правильно писать по-русски, и чему мы его научим, какую программу заложим, так он и будет писать. Сам Самыч уже знает буквы, и, чтобы он ничего не перепутал, давайте повторим для него и для себя, как на письме обозначается мягкость согласных звуков.

  • Запишите звуками (транскрипцией), а затем буквами слова ПЕНЬ, БАНКА, БАНЬКА (на доске рисунки к словам).
  • Как в этих словах обозначена мягкость согласных? ([п’] с помощью буквы Е, [н’] – Ь в конце слова).
  • Сам Самыч любит разные схемы. Запишем это схемами:
Схема
  • Почему в слове БАНКА после Н нет Ь, а в слове БАНЬКА – есть? (Твердость согласного перед твердым согласным не нужно обозначать Ь. А мягкость [н’] перед твердым [к] нужно обозначить с помощью буквы Ь)
  • Вот какая схема у нас получилась:
Схема

 4. Создание проблемной ситуации.

  1. Запишите звуками (транскрипцией) слова ДЕНЬГИ и БАНТИК.
  2. Посоветуйтесь в паре и запишите эти слова буквами. (На доске записать варианты написания и с Ь и без Ь).
  3. В какой позиции мы написали (или не написали) Ь?
  4. Есть ли эта позиция в нашей таблице?
  5. Умеем ли мы обозначать мягкость в данной позиции?
  6. Какой вопрос перед нами возник? Зафиксируем его схемой:
  1. Можем ли мы точно сказать, какая из буквенных записей, предложенных вами верна?
  2. Попробуем выяснить это сегодня на уроке.

5. Частичное решение проблемной ситуации.
Работа в группах. На доске запись:

КОНЬКИ ПЕСНЯ ПОЛЬЗА ПОЧТА
СЕРЬГИ КОСТЬ НЕЛЬЗЯ НОЧЛЕГ
ВОСЬМЕРКА ГВОЗДИ ЛЬДИНА ПОМОЩНИК
  • Прочтите слова из первого и второго столбиков.
  • Обратите внимание на подчеркнутые сочетания букв. Определите в группах, в каких позициях в подчеркнутых сочетаниях написан Ь, а в каких – нет. (Позиция одинаковая, Ь то пишется, то не пишется)
  • Мягкий согласный перед мягким согласным может обозначаться мягким знаком, а может писаться без мягкого знака. А если нельзя по слуху определить, какая буква пишется, тогда как мы называем такое место в буквенной записи? (Орфограмма)
  • Во время письма таких слов вам придется уточнять написание и постараться запомнить, как пишутся данные слова.
  • Прочтите слова из третьего столбика и определите, в чем особенность позиции Ь в этих словах.
  • Мягкость звука [л’] и перед мягкими, и перед твердыми звуками всегда обозначается с помощью Ь.
  • Сам Самыч прочит вас обозначить это с помощью схемы.
  • Прочтите слова из четвертого столбика и скажите, почему не обозначена мягкость согласных звуков [ч’] и [щ’]? (Эти звуки всегда только мягкие и еще раз обозначать их мягкость не нужно)
  • Запишите это с помощью схемы.

Вот какие таблицы для Сам Самыча у нас получились.

 

6. Закрепление.

  • А сможете ли вы воспользоваться этой таблицей? Давайте проверим. (с 133 учебника)

Будем мы всегда, где надо
Ь вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал бы хором,
КольяКолей никогда.

  • Прочтите звуковые записи слов, объясните, как обозначим мягкость согласных на письме и запишем слова буквами.

ПАЛЬЧИК, ТУЧКА, ПЕЧКА, ПАЛЬЦЫ, ДЕНЬГИ, КУЗНЕЧИК, ХИЩНИК

  • Подберите самостоятельно слова, в которых, по вашему мнению, будет писаться Ь.
  • С одним из слов составьте предложение и постройте его модель.

7. Итог урока.

  • Теперь вернемся к словам ДЕНЬГИ и БАНТИК. Так как же их писать? Можем ли мы определить?
  • Посмотрим в словарь – там есть только слово ДЕНЬГИ. (1 ученик проговаривает, как пишется это слово).
  • Слова БАНТИК в словаре нет. Давайте спросим у гостей, как оно пишется.
  • Исправьте в тетрадях, у кого эти слова записаны с ошибками.
  • Что вы узнали об обозначении мягких согласных в разных позициях?
  • С какой новой орфограммой познакомились?
  • Какой вопрос у нас остался на будущее?
  • Не забудьте посоветоваться с учителем, если у вас возникнет вопрос, нужен ли Ь для обозначения мягкости согласных перед другими мягкими согласными.
  • Оцените работу на уроке у себя в тетрадях и на доске общей «волшебной» линеечкой за интерес, старание, понятность.

8. Домашнее задание.
с. 130-133 читать, рассказать родителям, что узнали нового на уроке.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *