Значение рода имени существительного

Тема. Значение рода имени существительного, грамматические формы рода.
Цели. Оценить и выбрать способ действия для определения грамматичес­кого значения и грамматической формы рода имени существительно­го, применить данный способ и поставить задачу по конкрети­зации данного способа.

ХОД УРОКА

1. Словарная работа.
— Произнесите орфоэпически слова  инженер, агроном, хозяйство.

  1. Составьте с этими словами предложение по схеме, запишите его в тетрадь.



2. Повторение.
— Какой вопрос мы поставили себе на прошлом уроке? (Что такое род в русской грамматике)
— Чем мы должны заняться сегодня?
— Вспомните, что вы уже знаете о роде в грамматике?

3. Новый материал.
На доске записаны   слова:
брат                         сестра                  дом
сын                            дочь                    пень
петух                        курица                земля
баран                        овца                    степь
— К каким частям речи относятся эти слова?
— Найдите в этих словах орфограммы слабых позиций, которые проверяют­ся по закону русского письма. Что это за закон?
— Объясните эти орфограммы.
— Найдите слово с орфограммой сильной позиции.
Работа в парах.
— Сравните три списка имён существительных.
— Что общего в словах первого и второго списков?
— Чем они отличаются от слов третьего списка?
— Отличаются ли по своему значению слова первого и второго списков?
— Существ какого пола называют слова из первого списка? А из второго?
Указание на пол называемого существа — это особое значение имени существительного, которое называется значением рода.
Работа в группах.
— Подумайте, можно ли назвать значение рода грамматическим значением имён существительных, которые называют живых существ? Докажите с помощью слов брат и сестра,сын и дочь. (Одинаковые словоформы, общий набор падежных окончаний)
— Сделайте вывод.
Работа в парах.
— Есть ли значение рода у имён существительных из третьего списка?
— А к какому роду относится каждое из них по своим формам?
— Имеют ли значение рода имена существительные окно и море?
— Можно ли их отнести к мужскому или женскому роду? Почему?
— Имена существительные, которые называют неживые предметы, грамматического значения рода не имеют, но по своей форме (набору падежных оконча­ний) они относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или средне­му.
— Вспомните, сколько разных наборов падежных окончаний есть у имён существительных?
— Почему их больше, чем родов?

4. Закрепление.
— Проверим, хорошо ли вы поняли, что такое грамматическое значение и грамматическая форма рода. Определите грамматическое значение и форму рода у слов
шалаш, меч, озеро, печь, туча, дочь, приятель, мать.
— Сделайте морфемный анализ слова озеро.
— А можно ли изменить род у имён существительных?
— У всех?

5. Итог урока.
— Чем мы должны заняться на следующем уроке?
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

6. Домашнее задание.
Упр. 88, домашнее списывание, работа над ошибками.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *